Home

Advertisement

Customize
наблюдения и провокации... - настоящее из бывшего и небывшего
October 22nd, 2007
02:16 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
настоящее из бывшего и небывшего
Вот тут [info]_o_tets_ высказался о связи реальности и литературы. Для меня точкой пересечения этих двух странных загогулин стала моя нынешняя работа.

литература
23 мая...
...На Дерибасовской новые картинки на стенах: [...] огромный мужик взмахнул дубиной, а над ним взвила окровавленные, зубастые головы гидра; головы все в коронах; больше всех страшная, мертвая, скорбная, покорная, с синеватым лицом, в сбитой набок короне голова Николая II; из-под короны течет полосами по щекам кровь...
Иван Бунин, "Окаянные дни", Одесса, 1919 год.


и реальность

Иконка NEW


Я увидела его на стене в приемной главного редактора, под стеклом и в раме. И была поражена. Не то, чтобы я сомневалась в подлинности слов Ивана Алексеевича - просто для меня этот плакат был не объектом литературы или истории, а субъектом - вещью из литературы изначально! Его материальность стала для меня тем, чем для ребенка - материальность вытянутой из сна вещи.
Эта вещь - из другого мира, из несвязанногоснашим. Как Селинджер для [info]_o_tets_.

Tags:

(Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]germiy
Date:October 21st, 2007 10:41 pm (UTC)
(Link)
Да... Уж не знаю, по сути ли топа, как говорят на ганзах - но. Нарисовано СЛИШКОМ уж реалистично, и какая-то сплошная статика нафиг. Не цепляет... Но впечатлительность Бунина понять можно, да...
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 22nd, 2007 06:58 am (UTC)
(Link)
Бунин был монархистом. По убеждениям, по складу души. И большим гуманистом - неудивительно, что его "зацепил" этот плакат, как, впрочем, всё, что в тот момент твоирлось строителями новой жизни у него на глазах.
Но стиль рисования для плакатов той эпохи действительно нехарактерный. Насколько могу судить, тогда тяготели к схематичности, картикатурности изображения. Минимум реализма, минимум красок. И не только большевики. Я как-нибудь выложу пару белогвардейских плакатов.
[User Picture]
From:[info]germiy
Date:October 22nd, 2007 07:11 am (UTC)
(Link)
Вот как раз и не права. Первые карикатуры и тому подобное были очень реалистичны, фактически это были весьма сухие педантичные иллюстрации. И держался такой стиль очень долго. Смешными и вызывающими (в нашем современном понимании) они стали тогда, когда художники начали максимально утрировать характерные черты тех или иных персонажей и использовать нарочитую грубость и лаконичность изображения. Апофеоз острой, хлесткой и сражающей наповал карикатуры - это по-моему рисунки Кукрыниксов к стихам Михалкова - на Гитлера и компанияю. Недаром Гитлер грозился после капитуляции СССР повесить их на первом же фонаре.
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 22nd, 2007 07:15 am (UTC)
(Link)
Хммм.
Вообще-то я сужу по тем плакатам, которые видела. Приведи пример, хоть один!
[User Picture]
From:[info]germiy
Date:October 22nd, 2007 07:29 am (UTC)
(Link)
Хоть один бесполезно - я мог бы привести их десятки, но не вспомню сейчас с ходу фамилий художников-карикатуристов, скажем, времен французской революции. Источников под рукой нет. Напомню, что речь о времени примерно до середины 19 века: примерно с этого времени карикатура постепенно перестала быть суховатой иллюстрацией, в ней появилось больше динамики и лаконичности, стиль изображений зачастую сделался таков, что зритель получил возможность самому домышлять лишь намеченные художником характерные черты. Советская карикатура 20 годов была довольно разнообразной, но господствовал, как и в официальном искусстве того времени вообще, примитивизм. Залитые одним цветом силуэты, угловатые и мешковатые фигуры и так далее. А вот пресловутые Кукрыниксы работали совсем в ином стиле - он был куда более сложен с точки зрения линии и подробностей, но был на сто порядков смешнее и хлестче того, в котором выполнена данная "детская страшилка". К этой школе тяготел Херлуф Бидструп, но его таланту до кукрыниксовского было как до Китая раком - примитива в его рисунках хватает, а той динамики и хлесткости, что у них, нет как нет. По сравнению с кукрыниксовскими они какие-то "медлительные" и обстоятельность их - чисто немецкая. Он не был прирожденным карикатуристом, он был в лучшем случае шаржистом, да и то весьма посредственным - многих известных личностей на его рисунках почти не узнать.
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 22nd, 2007 07:43 am (UTC)
(Link)
А при чем тут первая половина 19 века? Мы говорим о начале 20-го...
[User Picture]
From:[info]germiy
Date:October 22nd, 2007 07:53 am (UTC)
(Link)
Да, пардон, я почему-то неправильно тебя понял. Утро после смены, видимо =).
Но вообще-то повторю - стиль карикатур той эпохи был очень разным. Многие художники, как этот, работали в традиционных стилях старой школы, еще допереворотных - наверное заделаться большевиком проще, чем разделаться с "темным прошлым"=). Хотя нельзя и утверждать, что "футуристический" стиль (как было принято называть тогда почти все проявления "нового искусства") карикатур появился только после переворота - здесь нет четких границ. Маяковский например свой трубный рев в стихах тоже не после 17 года начал.
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 22nd, 2007 07:59 am (UTC)
(Link)
Я говорила основываясь на том, что я видела. Вероятно, я видела не очень много и не самое характерное. Но все эти "Клином красным бей белых" и "Бойся попасть в такую пасть" - они нарисованы иначе.
И те белогвардейские плакаты, о котоых я говорила, тоже сильно отличаются от этого.
[User Picture]
From:[info]germiy
Date:October 22nd, 2007 07:31 am (UTC)
(Link)
...Кстати, что Бидструп был датчанин, я в курсе. И тем не менее, обстоятельность его именно чисто немецкая.=)
[User Picture]
From:[info]drvicious
Date:October 22nd, 2007 01:49 pm (UTC)
(Link)
Постом навеяло сразу несколько мыслей - даже не знаю, с какой начать? :)
Вообще, это действительно круто - все равно, что Деда Мороза на улице встретить! :) Твою радость разделяю целиком и полностью! К сожалению, у меня самого такого не было. во всяком случае вспомнить не могу :(
Ну, и, возможно (точнее - точно), не в тему, но пропаганда у большевиков работала что надо! Правда, Окна РОСТа имхо более эмоциональны :)
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 22nd, 2007 07:29 pm (UTC)
(Link)
Вероятно - да...
У меня странное, особое, трепетное отношение к литературе, сродни влюбленности. Хотя иметь такой плакатик мне бы не захотелось (брр!), но его существование ИМХО покруче любого автографа.
[User Picture]
From:[info]drvicious
Date:October 23rd, 2007 06:14 am (UTC)
(Link)
Плакатик для дома излишне натуралистичен. А вот такой, например, я бы повесил :)
Понимаю, конечно, что разговор не о самом плакате и что на нем изображено, а об источнике, где он упоминается.
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 23rd, 2007 06:34 am (UTC)
(Link)
Вообще необычные свидетельства прошлого меня тоже интересуют. Хочу добраться при случае еще до одного плакатика. Белогвардейского.
[User Picture]
From:[info]_o_tets_
Date:October 23rd, 2007 06:34 am (UTC)
(Link)
Потрясающе!
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 23rd, 2007 06:38 am (UTC)
(Link)
Вот и у меня такие мысли...
[User Picture]
From:[info]arhaist
Date:October 23rd, 2007 08:21 am (UTC)
(Link)
Странно, что реальность данного плаката Вас удивляет.
"Окаянные дни" - это в очень небольшой степени худ.лит., а в значительно бОльшей мемуары о враждебном автору быте. Хороший комментарий многие подобные вещи мог бы прояснить, но, кажется, пока такого издания Бунина нет (могу, впрочем, ошибаться - не интересовался).
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 23rd, 2007 08:28 am (UTC)
(Link)
Не удивляет, я ничуть не сомневалась в исторической достоверности дневников Бунина. Удивляет сама возможность соприкосновения с той реальностью. Бунин умер до моего рождения - а я могу увидеть и "потрогать" вещь, которая была его современницей, реалию, на которую он обратил внимание. И еще - этот маленький перерыв между чтением и встречей с плакатом.
А может, дело в "нерастиражированности" - об этом плакате я ведь кроме как у Бунина не слышала и не читала, хотя Гоша-кун говорит, что видел его репродукцию в каком-то сборнике, посвященном агиткам того времени.
[User Picture]
From:[info]arhaist
Date:October 23rd, 2007 02:32 pm (UTC)
(Link)
Видать, Вы давно не посещали музеи. ;)
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 23rd, 2007 06:11 pm (UTC)
(Link)
Вы абсолютно правы - я тупая москвичка из понаехавших, в музее была последний раз в третьем классе, когда меня принимали в пионЭры, с тех пор посещаю только "Russian Fashion Week" и выставки кошек на ВВЦ. Кстати, "Окаянные дни" - единственная книга, которую я прочитала. Вообще. Ну сейчас вот еще "Кежуал" пытаюсь осилить.
[User Picture]
From:[info]arhaist
Date:October 23rd, 2007 08:46 pm (UTC)
(Link)
Да, ладно Вам обижаться! :) Вовсе я не собирался Вас оскорблять.
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:October 23rd, 2007 08:51 pm (UTC)
(Link)
Нет, всё нормально, смайлик я заметила.
Это у меня такая тяжелая ирония.
Меня удручил просто факт, что я не смогла передать ощущение. Для меня оно было сродни тому, как если бы ребенок "вытащил из сна" какую-то вещь.
[User Picture]
From:[info]elagina
Date:January 19th, 2008 09:36 pm (UTC)
(Link)
Есть еще похлеще картинка, которую Бунин также описывает - в "Автобиографических заметках", по-моему - обложку журнала Жупел, где изображена, извините, попа с короной - картинка перевертыш:
25,97 КБ
[User Picture]
From:[info]nabludatell
Date:January 19th, 2008 10:05 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, ценно! Поделюсь с друзьями.
My Website Powered by LiveJournal.com

Advertisement

Customize